Бухгалтерские услуги в Харькове
г. Харьков, пр. Науки, д. 40, оф. 431A
т. 050-210-12-11
т. 068-210-12-11
т. 093-844-49-09
т. 057-764-12-40
E-mail: avistaagent@ukr.net

Бухгалтерское агентство

На что влияет классификация предприятий по критериям

Недавно были приняты многочисленные изменения в Закон о бухгалтерском учете. В значительной степени их появление вызвано необходимостью имплементировать в украинское законодательство нормы, принятые в Евросоюзе. 

Следует сказать, что с целью составления, подачи и обнародования финансовой и консолидированной финансовой отчетности в Директиве ЕС № 2013/34/ЕС установлены новые критерии классификации предприятий по размеру. Такая классификация отображена в обновленном законе. Она не совпадает с содержащейся в ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины (далее − ХКУ), которая, напомним, тоже имеет европейские корни, и имеет следующий вид:

Критерии* (достаточно соответствовать двум)

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Крупное предприятие

Балансовая стоимость активов

до 350 тыс. евро**

до 4 млн евро**

до 20 млн евро**

свыше 20 млн евро**

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

до 700 тыс. евро**

до 8 млн евро**

до 40 млн евро**

свыше 40 млн евро**

Среднее количество работников

до 10 человек

до 50 человек

до 250 человек

свыше 250 человек

 

Используются показатели на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному.

** Для определения соответствия критериям, указанным в евро, применяется официальный курс гривны относительно иностранных валют (средний за период), рассчитанный на основании курсов НБУ, устанавливаемых для евро в течение соответствующего года.

На новосозданных предприятиях, определяя соответствие критериям, применяют показатели на дату составления годовой финансовой отчетности.

Если предприятие одной из приведенных категорий по показателям годовой финансовой отчетности в течение двух лет подряд не соответствует этим критериям, оно переходит в соответствующую категорию предприятий (то есть признается большим или меньшим).

На что же влияет отнесение предприятия к тому или иному критерию. Постараемся вспомнить.

 Финансовая и консолидированная отчетность

Критерии предпринимательства в первую очередь влияют на состав форм финотчетности, который должен применяться предприятием — юридическим лицом. Для субъектов малого предпринимательства — юрлиц только формы баланса и отчета о финрезультатах, установленные П(С)БУ 25, а для остальных — полный комплект форм, определенный П(С)БУ 2 .

В Законе о бухучете появился такой вид отчетности, как отчет об управлении. Этот отчет предоставляется вместе с финансовой отчетностью и консолидированной финансовой отчетностью в порядке и сроки, установленные законом. В случае подачи предприятием консолидированной финансовой отчетности подается консолидированный отчет об управлении. В то же время от предоставления отчета об управлении освобождаются микропредприятия и мелкие предприятия. А средние вправе не отражать в таком отчете нефинансовую информацию.

 Особенности микропредприятия.

Согласно ПСБУ (25) 

субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством;

субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые соответствуют критериям микропредпринимательства

имеют право на некоторые поблажки. Они могут:

- учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки по справедливой стоимости;

-не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату следующих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

-текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.

 Общественный интерес

Крупное предприятие относится к предприятиям, которые представляют общественный интерес. Кроме крупных, в список предприятий, представляющих общественный интерес, вошли эмитент, ценные бумаги которого допущены к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятиям и мелким предприятиям).

Предприятие, представляющее общественный интерес, должно создать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой будет входить не менее двух человек. Эта норма не распространяется на негосударственные пенсионные фонды и институты совместного инвестирования.

Главным бухгалтером предприятия, представляющего общественный интерес, может быть назначено лицо с высшим экономическим образованием, со стажем работы в сфере финансов, бухгалтерского учета и налогообложения не менее 3 лет, которое не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности. Остальные законы могут определять и другие требования к главному бухгалтеру такого предприятия.

 Применение МСФО

Согласно внесенным изменениям, по международным стандартам финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность составляют предприятия:

представляющие общественный интерес;

публичные акционерные общества;

предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения;

предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины (далее − КМУ).

 Аудит, обнародование и прочее

Одними из самых важных являются изменения, связанные с обнародованием отчетности и необходимостью получать аудиторское заключение (а, следовательно, проходить аудиторскую проверку). Согласно закону, не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, предприятия, которые отвечают приведенным далее категориям, обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением  на собственной веб-странице (в полном объеме) и другими путями в случаях, определенных законодательством. К ним относятся:

предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг);

публичные акционерные общества;

субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке;

предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения.

Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме).

Другие финансовые учреждения, относящиеся к микропредприятия и мелким предприятиям, обязаны не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме).

Кроме того, предприятия обязаны обеспечивать доступность финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности для ознакомления юридических и физических лиц по месту нахождения этих предприятий.